8 (47262) 5-29-36, 5-23-44, Эл.почта tmckrasnoe@yandex.ru
Разделы сайта
| Народный календарь Белгородчины. Зима.Главная / Фольклор нашего района / Народный календарь Белгородчины. Зима. В давние времена праздники у славян были связаны с земледельческими работами и сменой времен года – началом сева, окончанием сбора урожая и бытовыми обрядами. В основе календаря стояли дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. После принятия христианства даты праздников не изменились, но появился своеобразный сплав традиционных и христианских обычаев. Зима – самая богатая на праздники пора. Работы в поле закончены, погреба и кладовки полны – появляется свободное время. А потому селяне с удовольствием устраивали бурные гуляния. И взрослые, и дети в старину умели от души повеселиться: тут и снежные бои, и кулачки, и карагоды, и ряжение с представлением, и самые разнообразные шалости, и даже гадания! Мы предлагаем познакомиться с главными зимними народными праздниками Белгородчины. Никола ЗимнийНиколу Зимнего праздновали 6 декабря, по новому стилю – 19-го. Считалось, что этот день определяет погоду на предстоящие месяцы. В народе говорили: «Если на Николу следы заметает, дороге не стоять». Иней на Николу предвещал хороший урожай овса, а много снега – раннюю весну с обилием травы. В честь праздника проходили Никольские торги, на которых продавали излишки зерна и муки. От цен на торгах зависела цена хлеба на сельских ярмарках. К празднику старались приурочить и разные сделки. Народ на Николу устраивал весёлые гуляния. В Белгородской области это называлось «николить» – пить, гулять и развлекаться. Селяне говорили: «На Николу едуть мужики с поглядкой, а после Николы – без шапок!». Дети играли в снежки и катались на санях, мужики устраивали кулачные бои, балалаечники и рожечники радовали празднующих музыкой, а женщины пели любимые песни. Молодые девушки и парни в этот день собирались у кого-то в избе и готовились к Святкам. Они мастерили маски и костюмы, учили колядки, общались и присматривали себе пару – зима считалась порой сватовства. Вечером перед Николой ужинали скромно – без мяса, сала и сливочного масла. Потом к столу не подходили до обеда следующего дня. В каждом доме к празднику старались приготовить побольше разных блюд, чтобы хватило на неделю. Приезжали дальние родственники, соседи ходили друг к другу в гости и щедро угощали своей стряпнёй. В селе Крапивное Шебекинского района принято было варить брагу и пиво и печь пироги. При этом приговаривали: «Красна Никольщина пивом да пирогами». А в Больших Липягах Вейделевского района хозяйки готовили холодец из рыбы, борщ в чугунках, заправленный растительным маслом, и пампушки с растительным маслом, сахаром и мёдом. Олег Александрович Бороздин, «Праздник в Сосновке» СвяткиСвятки – это 12 дней от Рождества до Крещения, с 6 до 19 января. Считалось, что в это время нельзя работать, прясть, шить, вышивать, заниматься уборкой. Поэтому шитьё перед праздниками прятали в чулан, а дрова для растопки заготавливали на несколько дней вперед. Святки связаны с языческим обычаем встречать начало нового солнечного года. Считалось, что в первые дни солнечного года по миру разгуливает разная нечисть. Чтобы защититься от неё, селяне пользовались разными оберегами. Например, копотью свечи или угольком ставили кресты над окнами, на воротах, дверях и хозяйственных постройках, на печке. Ещё сбрызгивали кругом святой водой двор, углы дома, скотину и домочадцев. Под иконы в красный угол клали сено, ставили освящённый первый сноп прошлогоднего урожая, горшок с кутьей и святую воду – для плодовитости домашних животных и богатого урожая. Потом на Благовещенье, 25 марта, зерном из этого снопа кормили всех животных. Молодёжь в святочные вечера колядовала, устраивала ряженье, пела шуточные песни, разыгрывала комедийные сценки. Одной из таких постановок была «Коза», по сюжету которой коза умирает, а потом воскресает – так передавались древние представления о смерти, завершении старого и возрождении нового года. Дети в это время катались на скорость на санках и так называемых «крыгах» – ледянках из обледенелой груды соломы или навоза. Также жгли костры под шуточные песенки и играли в разные игры, например, в «Калюку», «Чётки», «Пана» и «Деда Мороза». Федот Васильевич Сычков, «Праздничный день» Святочные посиделки на Белгородчине называли вечарушками, вещаринами, посидушками, сборнями и кулючками. На них собирались селяне разного возраста и семейного положения, но самыми активными, конечно, были молодые люди. Хату для посиделок временно выкупали у старой или одинокой женщины. Собравшиеся угощались принесёнными вскладчину блюдами, знакомились, общались, пели, танцевали и играли. Например, в селе Фощеватово Волоконовского района играли в «Дрёму» – поцелуйную песню-игру. Парень-«дрёма» под песни участников должен был поймать понравившуюся девушку и поцеловать. Если ему это удавалось, то девушка становилась «дрёмой» и уже сама могла выбирать парня. Вариаций поцелуйной игры было множество, в каждом селе – своя. Были такая, где девушки спрашивали молодого человека «Кого тебе повеличать?», и он называл свою избранницу. Если подруги считали, что парень достоин девушки, то запевали весёлую песню, если нет – грустную. После парень мог поцеловать девицу, заплатив за это выкуп деньгами или гостинцами. Такие игры ещё называли величальными. Ещё на посиделках девушки гадали. Рождественский, Щедрый и Крещенский вечера считались самыми подходящими для этого. Например, в селе Меловое Ракитянского района под старый Новый год или Крещение девушки набирали в колодце воду и в тишине, не оборачиваясь, ни с кем не разговаривая, несли её в хату. Воду выливали в блюдо и клали в него какой-то личный предмет, зачастую серьги или кольцо. Затем девушки пели загадки, а хозяйка дома в ответ на них вынимала из воды предметы и трактовала получившиеся символы. Маковский Константин Егорович, «Святочные гадания». РождествоРождественский сочельник приходится на 6 января и завершает сорокадневный пост. В этот день хозяйки готовились к предстоящему празднику – особо ухаживали за домашней живностью, наводили порядок в хате, украшали бумажными игрушками и фигурным печеньем ёлку, сосну или ветку плодового дерева. Ещё в этот день принято было жечь пурины – костры из заготовленной с осени отборной соломы или навоза. Считалось, что такой костёр согревает на том свете умерших предков. В народе это называли «греть ноги усопшим». В селах Болховец тогда ещё Белгородского уезда и Лучки Корочанского уезда этот обряд называли «жечь перины» или «греть покойников». Коробкин Анатолий Анатольевич, «Перед Рождеством» В сочельник готовили рождественские угощения. На праздничном столе обычно были кутья, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, свиная домашняя колбаса, окорока, блины, компот из сухофруктов – взвар, и печиво – маленькие булочки-бабышки, куличики и медовые пряники. И, конечно же, мясные пироги, караваи и печенье в форме фигурок домашних животных – для приплода у скотины. Начинали трапезу с первой звездой. Когда все собирались за праздничным столом, хозяин дома или его сын должен был «погукать Мороза». Для этого широко открывали дверь и говорили: «Мороза, Мороза, ходи до нас вечерять, да только не морозь ягнят, телят и маленьких ребят!». Потом хозяин, а за ним и другие члены семьи могли отведать кутьи – каши из зерен. В поздние годы в богатых семьях кутью готовили из риса. По поверью, зерно сохраняет и воссоздаёт жизнь, а потому, съедая кашу из него, человек приобщается к бесконечному круговороту жизни и смерти. В первый день Рождества ели «голодную» кутью, приготовленную на отваре из сухофруктов с мёдом, орехами и растертым маком. На второй день была «богатая» – на молоке с большим количеством масла. В некоторых сёлах Белгородской области первую ложку каши хозяин выносил на порог со словами: «Мороз, Мороз, ходи к нам в хату куттю есть! А в летку не приходи, под кореньями сховайся! А станешь морозить, будем тебя кнутом сечь!». Так пытались уберечь посевы от заморозков. Остатки кутьи обязательно отдавали скотине. Надежда Полуян-Внукова, «Рождественский вечер» Одной из рождественских традиций было хождение парней по домам с подобием Вифлеемской звезды и пение духовных стихов, прославляющих Христа, – христославий. Звезду делали из нескольких сложенных поперёк лучинок и бумаги, украшали фольгой и бумажными цветами, в центр устанавливали свечу и прикрепляли всё это на длинную палку. За славление христославцам обычно вручали выпечку или деньги. Не принять такую процессию считалось большим грехом и неуважением. Николай Корнилович Пимоненко, «Колядки» После христославия молодежь начинала колядовать – ходить по дворам и петь величальные песни хозяевам и рассказывать о приходе Коляды или Овсеня. В селах такие песни называли по-разному – колядки, виноградья, овсени, но все они должны были принести крестьянам урожай и благополучие. Прежде чем «Коляду кликать», нужно было спросить разрешения у хозяев двора. Получив его, хозяину обязательно желали доброго урожая, хозяйке – здоровья, девице – хорошего жениха, новобрачным – счастья и красивых детей. В селе Мощёное Яковлевского района под окнами неженатых пели: «Коляда, Коляда, по проулку шла, себе двор нашла. Надо пиво варить, надо дров рубить, надо Ваньку жанить!». Колядовщики традиционно рядились – переодевались в разных персонажей. Особенно почитался образ наседки как символа плодородия. В селе Нежеголь Шебекинского района такие «курочки» напевали: «Квох, квох, квох, дай пирожок и сала кусок. Чтоб квочечки садились, да цыплятки выводились!». За величания колядовщиков угощали выпечкой, салом, окороком, калачами и другой обрядовой пищей. А тех, кто скупился на благодарность, могли высмеять и одарить такими пожеланиями: «Не спасибо вам, хозяева, на плохом подаянии. Дай вам Бог больше прожить, да побольше нажить: вшей и мышей, да тараканов из ушей». Вечером селяне танцевали под плясовые и карагодные песни, скакали под пищики и дудки в кругу, устраивали кулачные бои один на один и улица на улицу. Константин Александрович Трутовский, «Колядки в Малороссии» Васильев вечерВасильев день или, как его ещё называли на Белгородчине, Щедрый вечер, Богатый вечер, празднуют 13 января, в канун Нового года по старому стилю. Стол на праздник накрывали с большим количеством мясных блюд и варили жирную кутью. В это время, также как и на Рождество, принято было ходить по дворам с поздравлениями и петь щедровки с добрыми пожеланиями хозяевам. За это полагалось, не скупясь, угощать. Песни обычно пели девушки, наряженные в самые красивые наряды. В дома, где жили девицы на выданье, с поздравлениями приходила Маланка – ряженая невестой девушка в компании подруг. Она могла быть одна или с ряженым женихом, Василем, традиционно их угощали варениками. Парни наоборот одевались в лохмотья, вывернутые наизнанку тулупы и раскрашивали лица сажей как можно страшнее. Им дозволялись забавы, за которые в другой день могли серьёзно наказать: двери заваливали разным хламом со двора, замки примораживали, ворота снимали, колодцы закрывали, телегу могли утащить на крышу хаты, а сани – в чужой двор. Васильев вечер полагалось провести как можно веселее и остаться в добром и радостном расположении духа – от этого зависело, каким будет год. Федот Васильевич сычков, «Катание с гор» КрещениеНа Крещение, 18 января, Святки заканчивались. В этот день пекли блины, варили «голодную» кутью, святили воду, топили снег для умывания, бани и отбеливания холстов, а также кормили животных хлебом с начерченным на нём крестом. Особое внимание обращали на то, как готовится кутья. Доставая горшок из печи, хозяйка кланялась и приговаривала: «Милости просим к нам во двор со своим добром!». Если каша вылезла из посуды или горшок лопнул – семью ждёт что-то недоброе. Кутью укрывали расшитым полотенцем и ставили на сено в святой угол. С восходом первой звезды можно было сесть за стол. Вся семья собиралась, хозяин открывал окно или дверь и провожал Мороза со словами: «Мороза, Мороза, выходи из хаты! И гляди не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!». Затем кашу трижды обносили вокруг двора, угощались ей сами и кормили домашних птиц и животных. Сено, на котором стоял горшок с кутьёй, хозяйка отдавала корове со словами: «Святой Власий, дай, Господи, нашей коровушке благополучия. И насыти нас, Господи, и молоком, и творогом, и сметаной, и маслицем». На Крещение в реках и прудах делали большую прорубь для купания, зачастую – в форме креста. В некоторых сёлах принято было за несколько дней до праздника делать ледяной крест. Мужики сбивали из досок форму и заливали в неё воду, потом замерзший крест устанавливали на купелью и поливали свекольным соком или отваром, чтобы был издали виден. Воду в проруби освящали, и каждый старался набрать себе водички чтобы напоить болящих, окропить двор, жилье и скотину. В Чернянском и Новооскольском районах животных загоняли в круг, затем брызгали на них освященной водой, кормили хлебом, ходили вокруг с зажженными свечами, напевая духовные стихи, и в завершении перебрасывали через животных нож или топор с двух сторон, крестом. Во многих селах региона после освящения воды принято было выпускать в небо голубей и замечать, куда те полетят. Если в сторону поля – к хорошему урожаю, а если в лес – к плохому. Ещё гадали о здоровье детей с помощью сделанных из лучин крестиков. Их опускали в недавно освященную воду и смотрели: если поплывут – хороший знак, останутся на месте – жди болезни. Борис Михайлович кустодиев, «Крещенское водосвятие» УстреченьеНа Белгородчине Устреченьем называли праздник Сретенья Господня. Его отмечали 2 февраля, по новому стилю – 15-го. Считалось, что в этот день зима впервые встречается с весной. Всё, что делалось в этот день, должно было придать весне сил для победы. Мужчины подготавливали конскую сбрую к новому сезону, а женщинам полагалось прясть. Дети, зачастую босиком, бегали на пригорки звать тепло. Например, в Борисовском и Грайворонском районах ребятня выкрикивала: «Солнушко-вёдрушко, выгляни из-за горы, нам тепло принеси». В Валуйском и Волоконовском районах бытовало поверье, что если на Сретенье метель, то быть неурожаю, а если таять начало – скоро весна придет. Константин Александрович Вещилов, «Сцена в Русской деревне» МасленицаНа Масленицу встречали весну и провожали зиму. Этот праздник отмечается на восьмой неделе перед Пасхой и предшествует Великому посту. Пасха относится к переходящим праздникам, поэтому Масленица может быть как в феврале, так и в марте. Селяне гуляли всю неделю – пекли блины, ходили друг к другу в гости, водили карагоды, катались на санях, играли, пели, устраивали кулачные бои и снежные битвы. Стол на Масленицу полагалось накрывать щедрым и изобильным, но без мяса. Блины зачастую готовили с припёком из рыбы, лука или грибов. Первый масленичный блин клали на подоконник, для помина усопших. Во многих сёлах принято было печь тужики – четырёхугольные коржи из пресного теста, а также готовить вареники, борщ с пампушками и мамалыгу – кашу из кукурузной муки. В первый день Масленицу встречали – жгли костры, прыгали через них и водили хороводы под песни. В Ракитянском и Грайворонском районах дети выходили в огород, в поле или на пригорок с блином в руках и приговаривали: «Ой, Масленица-кривошейка, мы встретим тебя хорошенько, с сыром, маслом, калачом и с печёным яйцом». С четверга селяне обязательно устраивали катание в санях, при этом они надевали свои праздничные наряды и запрягали лучших жеребцов – так демонстрировали своё благосостояние. Ехали не торопясь, чтобы всем было видно, время от времени останавливаясь пообщаться с соседями. Парни могли покатать приглянувшуюся девушку и в оплату попросить поцелуй. Женатым мужикам девушки за катание платили работой в страдную пору. Петр Николаевич Грузинский, «Масленица В центре внимания всех масленичных обрядов были недавно поженившиеся пары. Все, кто был на свадьбе, радушно принимали молодых – угощали и пели им величальные песни. А тем, кто еще не женился, хоть и пришло время, привязывали к ногам деревянные колодки. Освободиться от них можно было только за определённую плату, в некоторых селах могли потребовать ещё и расписку о скорой женитьбе. На Масленицу делали чучело из соломы, наряжали его в длинную женскую рубаху и носили по селу. В Грайворонском районе трое парней впрягались в сани и возили чучело в них, посадив рядом красивую девицу. Проводы Масленицы, как и встреча, сопровождались кострами, обрядовыми песнями и хороводами. В последний день чучело обычно сжигали на костре, а пепел потом разносили по всей деревне, «чтобы весна и солнышко были милостивы ко всем». В некоторых сёлах чучело оставляли в недостроенном подворье, хозяин потом мог скормить его скотине. Ещё парни поджигали и подбрасывали в воздух соломенные жгуты и спускали с горок горящие деревянные колёса – этот ритуал символизировал движение солнца «на лето». В некоторых селах пряхи скатывались с холмов и пригорков на донцах свои прялок – чтобы конопля росла. Последний день Масленицы был также Прощённым воскресеньем. Народ просил прощения у своих близких и расходился по домам мыться в бане перед постом – этот ритуал символизировал очищение духовное и физическое. В некоторых сёлах принято было приходить за прощением со специально испеченным ячменным хлебом – прощёнником. Федот Васильевич Сычков, «Масленица» Источник: https://bel.cultreg.ru/overviews/1196/narodnyi-kalendar-belogorya-zima |
© 2023, Творческо-методический отдел Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» 309870, Белгородская область, село Красное, ул. Подгорная, дом 2 Телефон/факс: (47262) 5-23-85, 5-20-44 Эл.почта tmckrasnoe@yandex.ru | Разработка сайта |